Положение-о-ВСОКО-2023.

Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - ВСОКО)
определяет цели, задачи, принципы ВСОКО, ее организационную структуру, а также
регламентирует порядок проведения процедур и мероприятий, осуществляемых в рамках
ВСОКО.
Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников
образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников,
работающих по совместительству.
Положение является самостоятельным документом, утверждается директором
после положительного рассмотрения его на заседании Педагогического совета.
1. Цели, задачи и принципы ВСОКО
Целью ВСОКО является получение и распространение достоверной информации
о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения
качества общего и дополнительного образования и причинах, влияющих на его уровень,
для формирования информационной основы принятия управленческих решений.

ВСОКО выполняет следующие задачи:
аналитические:
- выбор и обоснование целей и задач мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- определение критериев и показателей качества образования;
- определение технологий, форм и методов проведения мониторинга(ов)/оценочных
процедур;
- анализ результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- анализ эффективности принятых управленческих решений.
организационно-технологические:
- сопровождение и обеспечение проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур в
соответствии с поставленными задачами;
методические:
- разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных;
- развитие форм оценки качества образования, включая независимую оценку, самооценку и
педагогическую экспертизу;
- повышение квалификации кадров в области оценки качества.
управленческие:
- нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности ВСОКО;
- обеспечение принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочной
деятельности;
информационные:
- обеспечение сбора объективной и достоверной информации в соответствии с
поставленными целями;
- обеспечение информационной открытости мониторинга(ов)/оценочных процедур.
В основу ВСОКО положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации,
- открытости и информационной безопасности;
- преемственности целей и задач ВСОКО;
- инструментальности и технологичности;
- адресности оценочных процедур и управленческих решений;
- единства и сопоставимости организационных форм, инструментов и результатов;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении мониторинга(ов)/оценочных
процедур;
- ответственности участников образовательного процесса за повышение качества
образования.
3.Организационная структура ВСОКО

Организационная структура ВСОКО представляет собой уровневую структуру и включает:
- Администрацию ОО;
- Педагогический совет;
- Методический совет;
- Методические объединения.
Функции Администрации ОО в рамках ВСОКО:
- определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа
данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур ВСОКО за
последние 2-5 лет;
- определение концептуальных подходов к ВСОКО, регламентация ее функционирования;
- изучение актуальных запросов основных пользователей ВСОКО;
- подготовка и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих
функционирование ВСОКО;
- утверждение плана реализации ВСОКО;
- создание условий (кадровых, организационных, информационных и т.п.) для
проведения мероприятий по оценке качества образования в ОО;
- координация деятельности всех субъектов ВСОКО при проведении мероприятий по
оценке качества образования в утвержденные сроки и в соответствии с принципами,
указанными в п.2.4. настоящего Положения;
- анализ и интерпретация полученных данных;
- формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки
качества образования в ОО;
- предоставление заинтересованным в оценке качества образования лицам информации о
состоянии качества образования в ОО;
- принятие управленческих решений для повышения качества образования в ОО и
совершенствования ВСОКО в целом;
- оценка эффективности принятых управленческих решений.
Функции Педагогического совета:
- обсуждение концептуальных подходов к ВСОКО (с учетом требований
законодательства РФ в сфере образования, запросов всех участников образовательных
отношений и специфики ОО);
- обсуждение локальных нормативных актов, регламентирующих функционирование
ВСОКО;
- обсуждение содержания мониторинга(ов)/оценочных процедур, системы критериев и
показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы качества
образования в ОО;
- рассмотрение плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур на текущий
учебный год;
- обсуждение результатов оценки качества образования в ОО;
- внесение предложений по повышению качества образования в ОО и
совершенствованию ВСОКО в целом.
Функции Методического совета:
- Участие в определении основных стратегических направлений развития ОО на основе
анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур
ВСОКО за последние 2-5 лет;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта построения,
функционирования и развития ВСОКО;
- определение перечня мониторингов/оценочных процедур в рамках ВСОКО и их целей;
- разработка плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур (циклограммы);
- определение
единой
организационно-технологической схемы проведения
мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- формирование выборки для проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур;

- определение подходов к оцениванию результатов;
- определение направлений для анализа результатов мониторинга(ов)/оценочных
процедур (общий анализ результатов, анализ результатов по группам участников и т.п.);
- определение моделей использования результатов мониторинга(ов)/оценочных
процедур (для администрации, для педагогов, для родителей, для обучающихся, для
партнеров и т.п.);
- внесение предложений по повышению качества образования в ОО и
совершенствованию ВСОКО в целом.
Функции Методических объединений:
- участие в разработке плана реализации ВСОКО;
- участие в разработке системы показателей оценки качества образования;
- распределение обязанностей участников методических объединений при проведении
мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- анализ результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- внесение предложений по
повышению качества
образования в
ОО и
совершенствованию ВСОКО в целом.
2. Реализация ВСОКО
Организационной основой осуществления мониторинговых/оценочных процедур ВСОКО
в ОО является план, где определяются направления, мероприятия, формы, сроки и
ответственные лица за проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур.
План разрабатывается на учебный год, рассматривается на заседании Педагогического
совета в начале учебного года и утверждается директором ОО.
Содержание мониторинга направлено на оценку деятельности ОО с точки зрения ее
соответствия требованиям законодательства и степени ее удовлетворенности
потребностям и запросам всех участников образовательных отношений.
Оценка качества образования осуществляется посредством:
- внешнего мониторинга (общественная аккредитация, НИКО, ВПР, ГИА, КДР и т.д.);
- внутреннего мониторинга (текущий контроль, стартовая диагностика в 1, 5 и 10 классах,
входной контроль на начало учебного года во всех классах на всех уровнях,
промежуточная аттестация, анкетирования, опросы и т.д.).
Реализация
мониторинговых/оценочных
процедур
ВСОКО
предполагает
последовательность следующих действий:
- Определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа
данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур ВСОКО за
последние 2-5 лет;
- Определение концептуальных подходов к ВСОКО на текущий учебный год (в т.ч.
определение и обоснование объекта мониторинга);
- Определение порядка проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур;
- Разработка и утверждение плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур;
Проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур (сбор и обработка полученных
данных);
- Анализ и интерпретация полученных данных;
- Предоставление информации о результатах мониторинга всем заинтересованным
лицам;
- Принятие управленческих мер по устранению и/или предотвращению факторов,
влияющих на снижение качества образования;
- Оценка эффективности принятых управленческих решений.
Материалы для осуществления мониторинговых/оценочных процедур разрабатываются
администрацией и/или педагогами ОО (в зависимости от содержания процедур) и
обсуждаются на заседании научно-методического совета.
Выбор методов сбора и обработки данных, а также методов измерения определяется

-

-

видом мониторинга.
Сбор информации может осуществляться посредством:
- проведения тестирования и анкетирования;
- проведения собеседований, интервью, опросов;
- проведения эксперимента;
- организации работы с документами;
- организации процедур наблюдения;
- организации работы фокус-группы и т.д.
Для обработки информации могут применяться математические (шкалирование,
ранжирование, медиана, среднее арифметическое и т.д.) и нематематические
(группировка, классификация, обобщение, сопоставление и т.д.) методы обработки
данных.
Итоги мониторинга оформляются в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т.д.,
отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть,
выводы и рекомендации, для дальнейшего совершенствования анализируемой области
оценивания.
3. Объекты и предметы ВСОКО
Объектами ВСОКО, исходя из определения «качества образования»,
представленного в статье 2 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», являются качество
образовательных результатов, удовлетворенность качеством образования через качество
условий, качество образовательного процесса и качество управления. Деление
объекта «удовлетворенность качеством образования» на категории является условным, но
необходимым для определения особенностей мониторинга в плане проведения мониторинга ОО
на текущий год.

Объекты и предметы ВСОКО охватывают результаты и удовлетворенность
качеством образования по образовательным программам общего образования (включая
образовательные программы для детей с ОВЗ) и дополнительного образования.
Качество образовательных результатов:
Предметные результаты;
Метапредметные результаты;
Личностные результаты (кроме обучающихся по ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021);
Достижения обучающихся на олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.
Качество условий реализации образовательных программ:
Материально-техническое обеспечение (в т.ч. соблюдение гигиенических нормативов и
санитарно-эпидемиологических требований);
Информационно-образовательная среда (в т.ч. электронная);
Учебно-методическое обеспечение (в т. ч. информационное);
Психолого-педагогические условия;
Кадровые условия;
Финансовое обеспечение.
Качество образовательного процесса:
Образовательные программы общего образования (в т.ч. соответствие ФГОС и их
выполнение в полном объеме);
Образовательные программы дополнительного образования (в т.ч. соответствие
требованиям законодательства и их выполнение в полном объеме)
График проведения оценочных процедур
(в
т.ч.
соответствие требованиям
законодательства и их выполнение в полном объеме и в установленные сроки);
Выставление оценок (объективность, регулярность, накопляемость);
Режим занятий (в т.ч. режим звонков, расписание занятий урочной / внеурочной
деятельности и по программам дополнительного образования)
Профессиональные достижения педагогов;

Единые педагогические требования;
Организация дистанционного обучения (при необходимости);
Оснащение
кабинетов, лабораторий и
других
помещений,
задействованных
в образовательном процессе.
Качество управления:
Система управления;
Кадровый потенциал;
Методическая работа педагогического коллектива в ОО;
Инновационная деятельность в ОО (при наличии);
Материально-техническое обеспечение (дефициты и потенциал);
Безопасная и комфортная среда для всех участников образовательных отношений.
4. Права и ответственность участников образовательных отношений
ОО несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за
невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Участники образовательных отношений образовательной организации имеют право
на конфиденциальность информации.
Лица, осуществляющие внутреннюю оценку, имеют право на публикацию данных с
научной или научно-методической целью.

Глоссарий

В Положении используются следующие термины и сокращения:
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным
государственным образовательным
стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям
и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы (п.29 ст.2 № 273 -ФЗ «Об
образовании в РФ»).
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их
представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п.31 ст.2
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности
организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим
критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.
Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее
проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации,
осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной
организацией, которая проводит общественную аккредитацию (ч.2 ст.96 № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»).
Независимая оценка качества образования (НОКО) - оценочная процедура, которая
направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся
и реализации образовательных программ, предоставление участникам отн ошений в
сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по
реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и
улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных
организаций (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 «О
направлении методических рекомендаций по НОКО»).
Система оценки качества образования - оценка и управление качеством в
образовательной организации, включающая систему оценки качества подготовки
обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты
(раздел II СПб РСОКО).
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - совокупность
организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур,
обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку
образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности
образовательной организации.
Мониторинг – систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием
образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки
качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности,
контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся,
профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих
образовательную деятельность (ч. 3 ст. 97 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Оценочные процедуры – контрольные, проверочные и диагностические работы,
которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность
которых составляет не менее тридцати минут. Бывают трех уровней: федеральные,
региональные и проводимые внутри ОО (Рекомендации для системы общего
образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных
процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, изложенные

в письме Минпросвещения России от 06.08.2021 N СК-228/03 совместно с
Рособрнадзором от 06.08.2021 N 01- 169/08-01).
Педагогическая экспертиза – оценка нормативно-правовых актов, образовательных
программ, проводимая в целях выявления и предотвращения ряда положений,
способствующих негативному воздействию на качество обучения и воспитания (ст. 94
№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Субъекты ВСОКО – педагогический коллектив (в лице администрации,
педагогического совета, методических объединений, научно-методического совета,
педагоги в отдельности и т.д.), коллектив обучающихся (как в составе различных
объединений, так и отдельно обучающиеся), общественность (в лице родительского
комитета, попечительского совета и т.д.).
Объект ВСОКО – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и
взятое исследователем для изучения.
Предмет ВСОКО –это то, что находится в рамках, в границах объекта. Это тот аспект
проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные,
наиболее существенные признаки.
Показатель – Данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и
качествах чего-л. (Большой толковый словарь).
Критерий –Признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего- л.; мерило (Большой толковый словарь). Критерий - значение
(значения) показателя, необходимое для принятия решения.
Используемые сокращения:
НИКО – Национальное исследование качества образования;
ВПР
–
Всероссийские
проверочные работы;
ГИА
–
Государственная
итоговая аттестация;
КДР – Краевые диагностические работы;
ОО – Образовательная организация;
ВСОКО - Внутренняя система оценки качества образования;
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.

Организационная модель ВСОКО
Этап деятельности

Функции
Администрации

Определение
основных
стратегических
направлений развития
ОО на основе анализа
данных, полученных
в ходе проведения
мониторинга(ов)/
оценочных процедур
ВСОКО за последние
2-5 лет

определение
основных
стратегических
направлений
развития ОО на
основе
анализа
данных, полученных
в ходе проведения
мониторинга(ов)/
оценочных процедур
ВСОКО за последние
2-5 лет

Определение
концептуальных
подходов к ВСОКО
на текущий учебный
год
(в
т.ч.
определение
и
обоснование объекта
мониторинга)

определение
концептуальных
подходов к ВСОКО,
регламентация
ее
функционирования

Определение порядка
проведения
мониторинга(ов)/
оценочных процедур

изучение актуальных
запросов основных
пользователей
ВСОКО
подготовка
и
принятие локальных
нормативных актов,
регламентирующих
функционирование
ВСОКО

Разработка
и утверждение плана
утверждение
плана реализации ВСОКО
проведения
мониторинга(ов)/
оценочных процедур

Функции
Педагогического
совета

Функции
Методического
совета

Функции
Методических
объединений

участие
в
определении
основных
стратегических
направлений
развития ОО на
основе
анализа
данных,
полученных в ходе
проведения
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур ВСОКО за
последние 2-5 лет
обсуждение
концептуальных
подходов к ВСОКО
(с
учетом
требований
законодательства
РФ
в
сфере
образования,
запросов
всех
участников
образовательных
отношений
и
специфики ОО)

обсуждение
локальных
нормативных актов,
регламентирующих
функционирование
ВСОКО

изучение,
обобщение
и
распространение
передового опыта
построения,
функционирования
и развития ВСОКО
обсуждение
определение
содержания
перечня
мониторинга(ов)/
мониторингов/
оценочных
оценочных
процедур, системы процедур в рамках
критериев
и ВСОКО и их целей
показателей,
характеризующих
состояние
и
динамику развития
системы качества
образования в ОО
рассмотрение плана разработка
плана участие
в
проведения
проведения
разработке
плана
мониторинга(ов)/
мониторинга(ов)/
реализации ВСОКО
оценочных
оценочных
процедур
на

текущий
год

учебный

создание
условий
(кадровых,
организационных,
информационных и
т.п.) для проведения
мероприятий
по
оценке
качества
образования в ОО

процедур
(циклограммы)
определение единой
организационнотехнологической
схемы проведения
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур
формирование
выборки
для
проведения
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур

распределение
обязанностей
участников
методических
объединений
при
проведении
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур
проведение
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур

определение
подходов
к
оцениванию
результатов
определение
направлений
для
анализа результатов
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур
(общий
анализ результатов,
анализ результатов
по
группам
участников и т.п.)
определение
моделей
использования
результатов
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур
(для
администрации, для
педагогов,
для
родителей,
для
обучающихся, для
партнеров и т.п.)
внесение
по предложений
по
повышению

анализ результатов
мониторинга(ов)/
оценочных
процедур

Проведение
мониторинга(ов)/
оценочных процедур
(сбор и обработка
полученных данных)

координация
деятельности
всех
субъектов ВСОКО
при
проведении
мероприятий
по
оценке
качества
образования
в
утвержденные сроки
и в соответствии с
принципами,
указанными в п.2.4.
настоящего
Положения
Анализ
и анализ
и обсуждение
интерпретация
интерпретация
результатов оценки
полученных данных
полученных данных качества
образования в ОО
формирование
информационноаналитических
материалов
по
результатам оценки
качества
образования в ОО

Предоставление
информации
о
результатах
мониторинга
всем
заинтересованным
лицам

предоставление
заинтересованным в
оценке
качества
образования лицам
информации
о
состоянии качества
образования в ОО

Принятие
принятие
управленческих мер управленческих
по устранению и/или решений
для

внесение
предложений
повышению

участие
в
разработке системы
показателей оценки
качества
образования

внесение
предложений
повышению

по

предотвращению
факторов, влияющих
на снижение качества
образования
Оценка
эффективности
принятых
управленческих
решений

повышения качества
образования в ОО и
совершенствования
ВСОКО в целом
оценка
эффективности
принятых
управленческих
решений

качества
образования в ОО и
совершенствованию
ВСОКО в целом

качества
образования в ОО и
совершенствованию
ВСОКО в целом

качества
образования в ОО и
совершенствованию
ВСОКО в целом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».