Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее - ВСОКО) определяет цели, задачи, принципы ВСОКО, ее организационную структуру, а также регламентирует порядок проведения процедур и мероприятий, осуществляемых в рамках ВСОКО. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательной организации, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. Положение является самостоятельным документом, утверждается директором после положительного рассмотрения его на заседании Педагогического совета. 1. Цели, задачи и принципы ВСОКО Целью ВСОКО является получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего и дополнительного образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений. ВСОКО выполняет следующие задачи: аналитические: - выбор и обоснование целей и задач мониторинга(ов)/оценочных процедур; - определение критериев и показателей качества образования; - определение технологий, форм и методов проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур; - анализ результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур; - анализ эффективности принятых управленческих решений. организационно-технологические: - сопровождение и обеспечение проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур в соответствии с поставленными задачами; методические: - разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных; - развитие форм оценки качества образования, включая независимую оценку, самооценку и педагогическую экспертизу; - повышение квалификации кадров в области оценки качества. управленческие: - нормативное обеспечение оценочной деятельности и деятельности ВСОКО; - обеспечение принятия управленческих решений на основе анализа результатов оценочной деятельности; информационные: - обеспечение сбора объективной и достоверной информации в соответствии с поставленными целями; - обеспечение информационной открытости мониторинга(ов)/оценочных процедур. В основу ВСОКО положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации, - открытости и информационной безопасности; - преемственности целей и задач ВСОКО; - инструментальности и технологичности; - адресности оценочных процедур и управленческих решений; - единства и сопоставимости организационных форм, инструментов и результатов; - соблюдения морально-этических норм при осуществлении мониторинга(ов)/оценочных процедур; - ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования. 3.Организационная структура ВСОКО Организационная структура ВСОКО представляет собой уровневую структуру и включает: - Администрацию ОО; - Педагогический совет; - Методический совет; - Методические объединения. Функции Администрации ОО в рамках ВСОКО: - определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет; - определение концептуальных подходов к ВСОКО, регламентация ее функционирования; - изучение актуальных запросов основных пользователей ВСОКО; - подготовка и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих функционирование ВСОКО; - утверждение плана реализации ВСОКО; - создание условий (кадровых, организационных, информационных и т.п.) для проведения мероприятий по оценке качества образования в ОО; - координация деятельности всех субъектов ВСОКО при проведении мероприятий по оценке качества образования в утвержденные сроки и в соответствии с принципами, указанными в п.2.4. настоящего Положения; - анализ и интерпретация полученных данных; - формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования в ОО; - предоставление заинтересованным в оценке качества образования лицам информации о состоянии качества образования в ОО; - принятие управленческих решений для повышения качества образования в ОО и совершенствования ВСОКО в целом; - оценка эффективности принятых управленческих решений. Функции Педагогического совета: - обсуждение концептуальных подходов к ВСОКО (с учетом требований законодательства РФ в сфере образования, запросов всех участников образовательных отношений и специфики ОО); - обсуждение локальных нормативных актов, регламентирующих функционирование ВСОКО; - обсуждение содержания мониторинга(ов)/оценочных процедур, системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы качества образования в ОО; - рассмотрение плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур на текущий учебный год; - обсуждение результатов оценки качества образования в ОО; - внесение предложений по повышению качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом. Функции Методического совета: - Участие в определении основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет; - изучение, обобщение и распространение передового опыта построения, функционирования и развития ВСОКО; - определение перечня мониторингов/оценочных процедур в рамках ВСОКО и их целей; - разработка плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур (циклограммы); - определение единой организационно-технологической схемы проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур; - формирование выборки для проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур; - определение подходов к оцениванию результатов; - определение направлений для анализа результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур (общий анализ результатов, анализ результатов по группам участников и т.п.); - определение моделей использования результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур (для администрации, для педагогов, для родителей, для обучающихся, для партнеров и т.п.); - внесение предложений по повышению качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом. Функции Методических объединений: - участие в разработке плана реализации ВСОКО; - участие в разработке системы показателей оценки качества образования; - распределение обязанностей участников методических объединений при проведении мониторинга(ов)/оценочных процедур; - проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур; - анализ результатов мониторинга(ов)/оценочных процедур; - внесение предложений по повышению качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом. 2. Реализация ВСОКО Организационной основой осуществления мониторинговых/оценочных процедур ВСОКО в ОО является план, где определяются направления, мероприятия, формы, сроки и ответственные лица за проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур. План разрабатывается на учебный год, рассматривается на заседании Педагогического совета в начале учебного года и утверждается директором ОО. Содержание мониторинга направлено на оценку деятельности ОО с точки зрения ее соответствия требованиям законодательства и степени ее удовлетворенности потребностям и запросам всех участников образовательных отношений. Оценка качества образования осуществляется посредством: - внешнего мониторинга (общественная аккредитация, НИКО, ВПР, ГИА, КДР и т.д.); - внутреннего мониторинга (текущий контроль, стартовая диагностика в 1, 5 и 10 классах, входной контроль на начало учебного года во всех классах на всех уровнях, промежуточная аттестация, анкетирования, опросы и т.д.). Реализация мониторинговых/оценочных процедур ВСОКО предполагает последовательность следующих действий: - Определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет; - Определение концептуальных подходов к ВСОКО на текущий учебный год (в т.ч. определение и обоснование объекта мониторинга); - Определение порядка проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур; - Разработка и утверждение плана проведения мониторинга(ов)/оценочных процедур; Проведение мониторинга(ов)/оценочных процедур (сбор и обработка полученных данных); - Анализ и интерпретация полученных данных; - Предоставление информации о результатах мониторинга всем заинтересованным лицам; - Принятие управленческих мер по устранению и/или предотвращению факторов, влияющих на снижение качества образования; - Оценка эффективности принятых управленческих решений. Материалы для осуществления мониторинговых/оценочных процедур разрабатываются администрацией и/или педагогами ОО (в зависимости от содержания процедур) и обсуждаются на заседании научно-методического совета. Выбор методов сбора и обработки данных, а также методов измерения определяется - - видом мониторинга. Сбор информации может осуществляться посредством: - проведения тестирования и анкетирования; - проведения собеседований, интервью, опросов; - проведения эксперимента; - организации работы с документами; - организации процедур наблюдения; - организации работы фокус-группы и т.д. Для обработки информации могут применяться математические (шкалирование, ранжирование, медиана, среднее арифметическое и т.д.) и нематематические (группировка, классификация, обобщение, сопоставление и т.д.) методы обработки данных. Итоги мониторинга оформляются в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм и т.д., отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и рекомендации, для дальнейшего совершенствования анализируемой области оценивания. 3. Объекты и предметы ВСОКО Объектами ВСОКО, исходя из определения «качества образования», представленного в статье 2 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», являются качество образовательных результатов, удовлетворенность качеством образования через качество условий, качество образовательного процесса и качество управления. Деление объекта «удовлетворенность качеством образования» на категории является условным, но необходимым для определения особенностей мониторинга в плане проведения мониторинга ОО на текущий год. Объекты и предметы ВСОКО охватывают результаты и удовлетворенность качеством образования по образовательным программам общего образования (включая образовательные программы для детей с ОВЗ) и дополнительного образования. Качество образовательных результатов: Предметные результаты; Метапредметные результаты; Личностные результаты (кроме обучающихся по ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021); Достижения обучающихся на олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д. Качество условий реализации образовательных программ: Материально-техническое обеспечение (в т.ч. соблюдение гигиенических нормативов и санитарно-эпидемиологических требований); Информационно-образовательная среда (в т.ч. электронная); Учебно-методическое обеспечение (в т. ч. информационное); Психолого-педагогические условия; Кадровые условия; Финансовое обеспечение. Качество образовательного процесса: Образовательные программы общего образования (в т.ч. соответствие ФГОС и их выполнение в полном объеме); Образовательные программы дополнительного образования (в т.ч. соответствие требованиям законодательства и их выполнение в полном объеме) График проведения оценочных процедур (в т.ч. соответствие требованиям законодательства и их выполнение в полном объеме и в установленные сроки); Выставление оценок (объективность, регулярность, накопляемость); Режим занятий (в т.ч. режим звонков, расписание занятий урочной / внеурочной деятельности и по программам дополнительного образования) Профессиональные достижения педагогов; Единые педагогические требования; Организация дистанционного обучения (при необходимости); Оснащение кабинетов, лабораторий и других помещений, задействованных в образовательном процессе. Качество управления: Система управления; Кадровый потенциал; Методическая работа педагогического коллектива в ОО; Инновационная деятельность в ОО (при наличии); Материально-техническое обеспечение (дефициты и потенциал); Безопасная и комфортная среда для всех участников образовательных отношений. 4. Права и ответственность участников образовательных отношений ОО несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Участники образовательных отношений образовательной организации имеют право на конфиденциальность информации. Лица, осуществляющие внутреннюю оценку, имеют право на публикацию данных с научной или научно-методической целью. Глоссарий В Положении используются следующие термины и сокращения: Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (п.29 ст.2 № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ»). Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п.31 ст.2 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию (ч.2 ст.96 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Независимая оценка качества образования (НОКО) - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отн ошений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций (письмо Минобрнауки России от 3 апреля 2015 г. N АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО»). Система оценки качества образования - оценка и управление качеством в образовательной организации, включающая систему оценки качества подготовки обучающихся, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты (раздел II СПб РСОКО). Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, оценку эффективности деятельности образовательной организации. Мониторинг – систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3 ст. 97 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Оценочные процедуры – контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут. Бывают трех уровней: федеральные, региональные и проводимые внутри ОО (Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году, изложенные в письме Минпросвещения России от 06.08.2021 N СК-228/03 совместно с Рособрнадзором от 06.08.2021 N 01- 169/08-01). Педагогическая экспертиза – оценка нормативно-правовых актов, образовательных программ, проводимая в целях выявления и предотвращения ряда положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения и воспитания (ст. 94 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Субъекты ВСОКО – педагогический коллектив (в лице администрации, педагогического совета, методических объединений, научно-методического совета, педагоги в отдельности и т.д.), коллектив обучающихся (как в составе различных объединений, так и отдельно обучающиеся), общественность (в лице родительского комитета, попечительского совета и т.д.). Объект ВСОКО – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет ВСОКО –это то, что находится в рамках, в границах объекта. Это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Показатель – Данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-л. (Большой толковый словарь). Критерий –Признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- л.; мерило (Большой толковый словарь). Критерий - значение (значения) показателя, необходимое для принятия решения. Используемые сокращения: НИКО – Национальное исследование качества образования; ВПР – Всероссийские проверочные работы; ГИА – Государственная итоговая аттестация; КДР – Краевые диагностические работы; ОО – Образовательная организация; ВСОКО - Внутренняя система оценки качества образования; ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт. Организационная модель ВСОКО Этап деятельности Функции Администрации Определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет определение основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет Определение концептуальных подходов к ВСОКО на текущий учебный год (в т.ч. определение и обоснование объекта мониторинга) определение концептуальных подходов к ВСОКО, регламентация ее функционирования Определение порядка проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур изучение актуальных запросов основных пользователей ВСОКО подготовка и принятие локальных нормативных актов, регламентирующих функционирование ВСОКО Разработка и утверждение плана утверждение плана реализации ВСОКО проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур Функции Педагогического совета Функции Методического совета Функции Методических объединений участие в определении основных стратегических направлений развития ОО на основе анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур ВСОКО за последние 2-5 лет обсуждение концептуальных подходов к ВСОКО (с учетом требований законодательства РФ в сфере образования, запросов всех участников образовательных отношений и специфики ОО) обсуждение локальных нормативных актов, регламентирующих функционирование ВСОКО изучение, обобщение и распространение передового опыта построения, функционирования и развития ВСОКО обсуждение определение содержания перечня мониторинга(ов)/ мониторингов/ оценочных оценочных процедур, системы процедур в рамках критериев и ВСОКО и их целей показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы качества образования в ОО рассмотрение плана разработка плана участие в проведения проведения разработке плана мониторинга(ов)/ мониторинга(ов)/ реализации ВСОКО оценочных оценочных процедур на текущий год учебный создание условий (кадровых, организационных, информационных и т.п.) для проведения мероприятий по оценке качества образования в ОО процедур (циклограммы) определение единой организационнотехнологической схемы проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур формирование выборки для проведения мониторинга(ов)/ оценочных процедур распределение обязанностей участников методических объединений при проведении мониторинга(ов)/ оценочных процедур проведение мониторинга(ов)/ оценочных процедур определение подходов к оцениванию результатов определение направлений для анализа результатов мониторинга(ов)/ оценочных процедур (общий анализ результатов, анализ результатов по группам участников и т.п.) определение моделей использования результатов мониторинга(ов)/ оценочных процедур (для администрации, для педагогов, для родителей, для обучающихся, для партнеров и т.п.) внесение по предложений по повышению анализ результатов мониторинга(ов)/ оценочных процедур Проведение мониторинга(ов)/ оценочных процедур (сбор и обработка полученных данных) координация деятельности всех субъектов ВСОКО при проведении мероприятий по оценке качества образования в утвержденные сроки и в соответствии с принципами, указанными в п.2.4. настоящего Положения Анализ и анализ и обсуждение интерпретация интерпретация результатов оценки полученных данных полученных данных качества образования в ОО формирование информационноаналитических материалов по результатам оценки качества образования в ОО Предоставление информации о результатах мониторинга всем заинтересованным лицам предоставление заинтересованным в оценке качества образования лицам информации о состоянии качества образования в ОО Принятие принятие управленческих мер управленческих по устранению и/или решений для внесение предложений повышению участие в разработке системы показателей оценки качества образования внесение предложений повышению по предотвращению факторов, влияющих на снижение качества образования Оценка эффективности принятых управленческих решений повышения качества образования в ОО и совершенствования ВСОКО в целом оценка эффективности принятых управленческих решений качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом качества образования в ОО и совершенствованию ВСОКО в целом