1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма. В школьном возрасте наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, нервной системы, органов чувств и пищеварения, что соответствует особенностям экологической и социально-экономической обстановки в стране Детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название "школьные болезни". При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма. В условиях нашей школы пока еще сохраняется проблемы несоответствия мебели физическим данным учащихся, неполного перечня необходимого физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего возрасту детей; недостатка должного медицинского контроля за двигательным режимом учащихся. Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработана и внедряется в жизнь программа «Здоровье», разработанная на основании программы В. Н. Касаткина "Здоровье" для 1-11 классов, утвержденной министерствами образования и здравоохранения Российской Федерации. Программа «Здоровье» предусматривает: мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе; профилактические мероприятия для разных возрастных групп; пропаганду здорового образа жизни; создание и апробацию здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формирование способности к самодиагностике состояния здоровья и устойчивой мотивации на здоровый образ жизни; обучение учащихся самостоятельно снимать с себя психическое напряжение; формирование у педагогов, родителей и учащихся здорового образа жизни. Эта программа представляет собой комплексную систему профилактических и оздоровительных технологий, реализация которых проводится в отношении всех возрастных групп учащихся школы. Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья обучающихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне-развитой личности. Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива. ЗАДАЧИ Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения. Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. школы и Программа «Здоровье" включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде: самопознание; я и другие; гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний; питание и здоровье; основы личной безопасности и профилактика травматизма; культура потребления медицинских услуг; предупреждение употребления психоактивных веществ. Программа «Здоровье» интегрируется с образовательным и воспитательным процессами школы. Таким образом, не требуется отдельное выделение дополнительного времени на реализацию программы. Это происходит на уроках и внеклассных мероприятиях. По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в работу школы можно выделить 3 степени приверженности школы идеям здоровьесбережения: Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности двухразовым горячим питанием и т.п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.). Они оказывают определенный эффект. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Главная отличительная особенность программы — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье, как обязательном условии образовательного процесса, определяющем последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигнутые результаты. Первоочередными проблемами в образовательном учреждении являются: 1. Стрессовые ситуации; 2. Организация здорового питания; 3. Медицинское обслуживание. Для их решения в нашей школе используются следующие группы здоровьесберегающих технологий. 1) Медико-гигиенические технологии (МГТ). Это контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский пункт с. Верх-Казанки организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педколлектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии, например, эпидемии гриппа и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медслужбы. Рациональная организация питания в школе, формирование у учащихся культуры поведения за столом, закрепление на внешкольном уровне тех знаний и привычек правильного питания, которые формирует школа. 2) Технологии правильной организации образовательного процесса (ТПООП). Расписание, составленное с учетом интересов здоровья учащихся, гигиенически оптимальная организация труда и отдыха, чередующая уроки и перемены, недели учебы и каникул. 3) Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку сил, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека oт физически немощного. Реализуются на уроках физкультуры и в работe спортивного клуба. 4) Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, в рекреациях, и участие в природоохранных мероприятиях. 5) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ (8-9 классах),а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор. Эти технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - использование психологопедагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем, создание благоприятной «образовательной среды» в школе. Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в основную, из основной в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации учащихся в эти сложные периоды нами предусматривается целый ряд мер: а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста; б) мониторинг состояния их здоровья; в) консультации родителей по организации оптимального домашнего режима; г) при необходимости - проведение медико-педагогической коррекции. Данные мероприятия позволяют снять стрессовые состояния у школьников и облегчить период их адаптации. Силами администрации школы, классных руководителей осуществляется мониторинг состояния физического и психоневрологического здоровья всех учащихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объём учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков. Для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе планируется применять целый комплекс мероприятий, в частности: прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведение дней здоровья и других физкультурных праздников. Изменение поведения школьника немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов и всего персонала школы. Образование – процесс гармоничный. Здоровье выступает как одна из целей в процессе получения образования, как средство достижения «высокой гармонии», индикатор правильности выбора пути. Поэтому приоритетным является использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. 1.МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ЗДОРОВЬЕ» 1 ЭТАП (подготовительный) – 2023г. Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и др. формы работы; Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ; Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей. 2 ЭТАП (основной) – 2024-2026 гг. Внедрение школьной программы «Здоровье»; Осуществление контроля за выполнением мероприятий по реализации программы. 3 ЭТАП (заключительный) – 2026-2027 гг. Мониторинг эффективности реализации программы «Здоровье»; Коррекция основных направлений программы; Разработка перспективных направлений развития программы. 2. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ • обучающиеся; • классные руководители; • учителя-предметники; • фельдшер; • родители. 3. ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник. 4. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБЩИХ ЗАДАЧ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ Для учащихся 1-4 классов. -Дать ученикам начальной школы представление о значении занятий физическими упражнениями для развития человека, объяснить необходимость укрепления здоровья. -Прививать интерес к занятиям физическими упражнениями, прогулками, играми. -Знакомить учащихся с режимом дня, с элементами закаливания организма. -Выработать отрицательное отношение к пренебрежению спортом, правилами личной гигиены. Для учащихся 5-9 классов. -Углубить понимание роли физической культуры в жизни человека, систематических занятий физкультурой для всестороннего развития личности. важности -Поддерживать интерес школьников к занятиям в избранных видах спорта, к многодневным походам, к участию в спортивных соревнованиях и праздниках. -Участвовать в мероприятиях по профилактике наркомании и табакокурения Виды деятельности: -Участия ребят в беседах, проводимых учителем и классным руководителем, о значении занятий физическими упражнениями и прогулок на воздухе для укрепления своего здоровья. -Учащиеся с ослабленным здоровьем занимаются в подготовительных группах. -Соблюдают правила личной гигиены, умеют оказывать медицинскую помощь, предупреждать спортивный травматизм. 5. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Функции медицинской службы: • проведение диспансеризации учащихся школы; • медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья; • выявление учащихся специальной медицинской группы. 2. Функции директора и его заместителей: • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; • организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии, ОЗОЖ и ОБЖ в классах основного звена; • организация контроля уроков физкультуры; • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; • организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль; • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей; • организация работы психологической и социальной службы в школе. 3. Функции классного руководителя: • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; • организация и проведение профилактической работы с родителями; • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, фельдшером; организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»; • организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Учреждение Районная детская поликлиника Задачи и направления Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение Предупреждение детского ГИБДД травматизма Дополнительное Развитие спортивнообразование массовой и оздоровительной работы Формы взаимодействия Профосмотры, диспансеризации, медицинская помощь, лекции Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся Участие обучающихся школы в районных соревнованиях ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ Направление деятельности Задачи ПРОГРАММА Сроки исполнения Ожидаемые результаты Диагностическая деятельность Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. Питание школьников Улучшить питание детей в 2023-2027 гг. Уменьшить рост заболеваний школьной столовой, т.е. обучающихся. разнообразие меню, витаминизация, нормы, калорийность. Вовлечение всех обучающихся 2023-2027 гг. Формирование отношения к здоровому образу жизни, как в спортивно-оздоровительную к одному из главных путей в деятельность. достижении успеха. Воспитание негативного 2023-2027 гг. Формирование у школьников отношения к вредным потребности вести здоровый привычкам. Проведение бесед, образ жизни. лекций с медицинскими работниками. 2023-2027 гг. Получение картины состояния физического здоровья детей, оптимизация форм спортивно-оздоровительной работы. Соревнования и Отработка механизмов 2023-2027 гг. Приобщение обучающихся к спортивные праздники создания и подготовка сборных разным формам физической команд школы по различным культуры. видам спорта. Вовлечение всех учащихся в спортивнооздоровительную деятельность. Спортивнооздоровительная деятельность Профилактика заболеваний у обучающихся ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕ» НА 2023-2027 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ 1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика Мероприятия Срок Класс Ответственный 1. Оформление медицинских карт и Сентябрь 1-11 кл фельдшер, классные листков здоровья в классных журналах. Комплектации руководители, на их основе физкультурных групп учитель физкультуры фельдшер, 2. Диспансеризация в детской поликлинике Октябрь По март графику классные руководители , специалисты поликлиники Февраль По фельдшер, 3. Профосмотры старшеклассников в детской поликлинике март графику классные руководители, специалисты поликлиники В течение 1-11 фельдшер, 4. Анализ случаев травматизма в школе кл года директор школы 1-11 фельдшер, 5. Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни В течение года кл классные руководители 2. Мониторинг здоровья учащихся 1. Тестирование оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека В течение года 1-11 кл 2. Психологический мониторинг здоровья учащихся: • тест на адаптацию в начальной школе, основной школе; • тест на тревожность Сентябрьянварь 1,5, 10 кл Учитель физкультуры Классные руководители, педагог -психолог 3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школьном учреждении 1. Эстетическое оформление классов и школы В течение года 1-11 кл Администрация школы 2. Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) В течение года 1-11 кл Зам.директора по УВР 3. Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим Ежедневно 4. Контроль за качеством питания и питьевым режимом Ежедневно 5. Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями 6. Организация активного отдыха на переменах В течение года Постоянно Все поме щения 1-11 кл 1-4 Директор школы Бракеражная комисси, директор школы Ответственный за УВР Классные руководители, учитель физической культуры 4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний 1. Прививки детей согласно приказам Минздрава В течение года 1-11 кл 2. Профилактическая работа во время эпидемий В течение года 1-11 кл Фельдшер, классные руководители 3. Профилактическая работа через беседы, Уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы В течение года 1-11 кл Классные руководители, фельдшер ф е л ь д ш е р 5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга. 1. Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры 2. Подвижные перемены с использованием возможностей коридора, рекреаций В течение года В течение года 1-11 кл 1-11 кл 3. Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях В течение года 1-11 кл 4. Организация дней здоровья, прогулок, экскурсий В течение года 1-11 кл 5. Работа спортивных секций В течение года Ежедневно 1-11 кл 1-11 кл 6. Физкультминутки на уроках Учитель физкультуры Учитель физкультуры, учителя начальной школы Классные руководители, учитель физкультуры Зам. директора по ВР, классные руководители, учитель физической культуры Учитель физкультуры Учителя – предметники и учителя начальных классов 6. Профилактика травматизма 1. Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов) В течение года 1-11 кл 2. Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ По программе 1-11 кл 3. Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности Сентябрь, январь 1-11 кл 4. Статистика и анализ случаев травматизма в школе В течение года 1-11 кл Зам. директора по ВР, ответственный по ПДД, классные руководители Преподаватель ОБЖ, учителя начальной школы Директор школы, классные руководители Директор школы 7. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек 1. Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, биологии В течение года 1-11 кл 2. Тематические классные часы В течение года 1-11 кл В течение года 1-11 кл 1-11 По плану кл 3. Тематические родительские собрания 4. Конкурсы, викторины Преподаватель ОБЖ , учитель биологии Классные руководители Классные руководители Зам. директора ВР, классные руководители Заключение Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач. Приложение ПЛАН ДЕЙСТВИЙ 1. Организация дежурства по школе и по классам. 2. Налаживание работы кружков и секций. 3. Включение в планы родительского всеобуча, планы методических объединений и план работы школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей. 4. Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению. 5. Организация питания учащихся. 6. Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах. 7. Участие в лыжных гонках. 8. Витаминизация питания учащихся. 9. Проведение тематических классных часов 10. Месячник оборонно-массовой и патриотической работы. 11. День защитника Отечества. Спортивные соревнования «А ну-ка, парни!» 12. День вывода войск из Афганистана 13. День здоровья. 14. Динамические паузы, физкультминутки. 15.Веселые старты 1-4 классы. 16.Спортивный праздник «А ну-ка, девочки!» 17.Физкультминутки, динамические паузы. 18.Всемирный день здоровья. 19.Благоустройство школьной территории. 20.Весенний кросс. 21.Помощь труженикам тыла, семьям-участников СВО. 22.Подготовительная работа к организации занятости учащихся в летний период. 23.Мероприятия, посвященные победе в ВОВ. Соревнования по ОФП. «Веселые старты». 24.Проведение конкурсов «Мама, папа, я - спортивная семья», посвященных празднованию Дня семьи. 25.Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей. 26.Районные соревнования по легкой атлетике и другим видам спорта. Тематические классные часы по реализации программы «Здоровье» Класс 1 класс Название мероприятия 1. Режим дня – классный час, январь 2. Перемена с увлечением – февраль 3. «Путешествие в страну Здоровья» - классный час – март 4. Игры на свежем воздухе – май 5. Веселые старты – апрель 6. Беседы по безопасности – в течение года 1. «Мы и наше здоровье» - январь 2. «Меры безопасности на льду» - беседа, февраль 3. «Будешь опрятным, станешь и аккуратным» - март 4. Классный час «Если хочешь быть здоров» - апрель 5. Правила гигиены - май 3 класс 1.«Человеческая память и беспамятство» - апрель .Игры на свежем воздухе – в течение года 3.Правила поведения на дороге, водоемах – в течение года Веселые старты – апрель 2 класс Ответственный Классные руководители 4 класс 5 класс 6 класс, 7 класс 8 класс 9-11 классы 4.«Здравствуй, лето!» - классный час — май 5.Игры на свежем воздухе – в течение года 6. Азбука безопасного поведения на улице – апрель 7. «Кожа человека и ее здоровье» - беседа, январь 8. .Веселые старты» - май 1. «Привычки и здоровье» - беседа с элементами тренинга – февраль 2. «Курение. Влияние на организм человека» - январь 3. «Я становлюсь увереннее» беседа – март 4. «Влияние алкоголя на детский организм», беседа – апрель 5. Анкетирование «Прежде чем сделать – подумай» - май 1.«Внимание, дорога!» - беседа — январь 2. Викторина – игра «Здоров будешь – все добудешь» - февраль 3.Беседа «Как победить дракона, или удержись от вредной привычки» - март 4.Обучающий семинар с элементами тренинга «Что имеем не храним, потерявши плачем» - апрель 1. «Здоровый образ жизни» - январь 2. «В здоровом теле – здоровый дух» - февраль 4. «Формула здоровья» диспут – март 5. «Вредные привычки» - май 6. Беседы по технике безопасности на дорогах, водоемах и т.д. – в течение года 3. «Здоровье – залог успеха» - январь 4. Беседа «Пить и курить – здоровью вредить» - апрель «Я участник дорожного движения» - май