Положение_о_библиотеке_МКОУ_Верхказанская_СОШ

7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса — учащимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям)
учащихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном
(фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски, DVD-диски) и иных
носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации учащегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а)
формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательного учреждения:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами
на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей,
тематические картотеки);
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание учащихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;

• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации
учреждения в организации образовательного процесса и досуга учащихся;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в
области педагогических инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного
учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
• поддерживает деятельность педагогических работников в области
создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и
т.п.);
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) учащихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с
информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.
4. Организация деятельности библиотеки
4.1.
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и

воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами,
проектами и планом работы библиотеки.
4.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета
общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой
макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы
библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда
документов.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями,
общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
• необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности
эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с положениями СанПиН;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель
общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
4.6. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии
с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При
определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
• не менее одного раза в месяц — методического дня.
4.7. В целях обеспечения рационального использования информационных
ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного
учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры
Российской Федерации.
5. Управление. Штаты
5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
уставом общеобразовательного учреждения.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет
руководитель общеобразовательного учреждения.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и

руководителем общеобразовательного учреждения, учащимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом общеобразовательного учреждения.
5.4. Библиотекарь назначается руководителем общеобразовательного
учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в
состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
5.6. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую
деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической
деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной
основе.
5.7 Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного
учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны
противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
6. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники библиотек имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов
в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного
учреждения и данном Положении;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой
общеобразовательного
учреждения,
утвержденными
руководителем
общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским
комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки;
е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения
по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и
премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в
круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль,
превышение норматива работы на компьютере).
ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в
порядке, определяемом уставом этого учреждения;

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными
локальными нормативными актами;
и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем
общеобразовательного учреждения;
и) повышать квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
и
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на
нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным
оборудованием;
з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю
общеобразовательного учреждения.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность
за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний
пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
документ (исключение: учащиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательном учреждении.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись учащихся общеобразовательного учреждения в библиотеку
производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке,
педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей
(иных законных представителей) учащихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не
более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1
месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются; б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном
зале.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».