Мастер-класс

22.09.2021

Мастер-класс.

Фамилия, имя, отчество

Валиулина Альфия Сафиулловна

ОУ

МКОУ «Верхказанская средняя общеобразовательная школа»

Должность

Учитель начальных классов

Контактный телефон

83919825240 домашний

83919825122 рабочий

Класс

1-4

Название мастер-класса

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

Вид (демонстрационный, презентационный, имитационный)

имитационный

Аннотация мастер-класса

                                                   

1. Мастер-класс направлен на знакомство с приемами активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ.

2. Мастер-класс предполагает проигрывание ситуаций, в которые мы ставим ребенка, чтобы активизировать его познавательную деятельность.

3. Итоговая рефлексия осуществляется индивидуально с ответом на вопрос: Что я взял для себя? Что я получил от мастер-класса?

Требуемое оборудование

карточки – задания, картинки, игрушки-предметы.

             

Мастер класс.

Уважаемые коллеги!

      Поздравляю вас с наступающим учебным годом! Желаю не бояться тех трудностей, которые нас ожидают. Идти вперед, идти и не сдаваться!

      На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организационного обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. А таких особенных детей в наших школах с каждым годом обучается  больше. Поэтому,  тема мастер-класса «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ» для нас актуальна.

       У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск приемов и форм обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

     Разнообразие существующих приемов позволяет учителю чередовать различные виды работы, что является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, обеспечивает восприятие с различных сторон.

      Велика роль правильной организации обучения. Поэтому вся программа строится своеобразно. Так, например, сообщению элементарных грамматических сведений предшествует длительный период подготовительных упражнений, во время которого организуется речевая практика детей, и они подводятся к первоначальным обобщениям языковых явлений.

      Конечно, применяемые учителем приемы и способы обучения определяют в значительной мере характер деятельности учащихся. Однако для того, чтобы эта деятельность была активной и целеустремленной, ее надо организовать в соответствии с особенностями личности умственно отсталого школьника, в соответствии с его прошлым опытом, познавательными возможностями, потребностями и интересами.

       Если школьник не проявляет должного интереса к учебному материалу или не обнаруживает достаточной готовности к его изучению, то он не усвоит материал даже при хорошей организации педагогического процесса на уроке. Формализм знаний рождается не только тогда, когда ученик плохо понимает усваиваемый материал, но и тогда, когда он равнодушно, без должного интереса относится к содержанию того, что он учит.

- Мы сегодня с Вами немного поработаем в парах, в группах, индивидуально и коллективно, рассмотрим приемы, которые наиболее эффективно работают для развития познавательной деятельности особенных детей.

1. Предлагаю Вам 1 комплект заданий:

1 задание «Кто больше?»

- Записать за 1 минуту как можно больше слов, относящихся к теме: «Комнатные растения». Итак, начали.

(У участников мастер-класса лежат листочки).

Условие проверки задания: не повторять те слова, которые уже произнесли.

2 задание: «Самый внимательный»

- Запомнить расположенные на  столе предметы. Отвернуться. Я меняю местами предметы, убираю один предмет и добавляю другой. Увидеть  изменения после этого.

3 задание: «Повтори»:

- Один встает, называет слова на тему: «Лес». Второй повторяет все эти слова в той же последовательности.

Вывод: Дорогие коллеги, как Вы думаете, на развитие и коррекцию каких психических процессов влияют данные упражнения? (развитие и коррекция памяти)

 

2. Предлагаю Вам 2 комплект заданий:

1 задание «Пропавшие буквы»

- Даны слова с пропущенными буквами по теме: «Сложение двузначных чисел».  Необходимо их восстановить.

Пример слов: сл…г…ем…е, су…м…, с…тн…, дв…д…ать.

2 задание «Четвертый лишний»

На карточке представлено 4 слова. Три из них связаны одной темой. Четвертый – лишний. Найди его.

Слова: картофель, малина, муравей, сосна. (Лишнее – муравей. Это животное, остальные – растения.)

Вывод: На развитие и коррекцию каких психических процессов  влияют данные упражнения? (Развитие и коррекция памяти)

 

 

3. Предлагаю Вам 3 комплект заданий:

1 задание. Исправь ошибку.

Предлагаются слова с ошибками по теме «Съедобные грибы». Необходимо увидеть ошибку и исправить.

Слова: подберезовик, белый гриб, лисичка, шампиньоны, мухомор, сыроежка, поганка.

2 задание: «Текстовые пазлы»

Предлагаются слова по теме: «Народные сказки». Необходимо из этих слов составить предложение.

Слова: сказки, народ, передать, сочинял, следующему, чтобы, поколению.

Вывод: На развитие и коррекцию каких психических процессов   влияют данные упражнения? ( На развитие  и коррекцию внимания»).

 

4. А сейчас мы поиграем в игры, а Вы определите, что, таким образом, мы развиваем у ребенка с ОВЗ.

 

1 комплект игр:

1 игра «Поиграем в сказку»

- Итак, вспомним сказку «Три медведя». Перед вами лежат реплики героев сказки. Вам необходимо, меняя высоту голоса, показать того, кто это говорит. Остальные должны догадаться.

Михайло Иванович (низким голосом), Настасья Филипповна (голосом средней высоты), Мишутка (высоким голосом).

Реплики:

- Кто сидел на моем стуле?

- Кто ел из моей чашки?

- Кто спал в моей постели?

- Кто же был в нашем доме?

2 игра «Поймай звук»

Я называю звуки, Вы, если услышали гласный звук, хлопаете в ладоши.

Звуки: а-у-м-а-у-м-и-с-ы-о-э-ш-в-з-ж-и-ы-м-а

 Вывод: Что мы развиваем у учащегося данными упражнениями? (Фонетико-фонематическую сторону речи).

 

2 комплект игр:

1 игра «Кто что умеет делать?»

Я Вам покажу картинку, Вы подбираете глагол, обозначающий характерные действия животных.

Картинки животных:

Кошка (мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком).

Собака (лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает за котом).

Медведь (рычит, спит в берлоге, собирает малину, кушает мед)

2 игра «Угадай животное»

Я называю Вам признаки животного, а Вы должны угадать, кто это?

- Это лесной житель. Хвостик короткий.  Очень ловко лазает по деревьям. Он коричневый.  Любит мед. Ходит неуклюже.

- Это домашний обитатель. Хвост длинный. Шерсть разной длины. Любит хозяина. Любит молоко. Ловит мышей. Хочу такой сайт

Вывод: Что мы развиваем у учащегося данными упражнениями? (Развиваем лексико – грамматические представления – обогащаем словарь)

 

3 комплект игр:

1 игра «Подобрать слова – признаки)

Я называю слова, задаю вопросы, Вы подбираете слова – признаки, то есть согласуете прилагательные с существительными)

- Зима (какая?) (морозная, снежная, холодная, ветреная, злая, ранняя и т.д.)

- Лес (какой?) (большой, зеленый, красивый, осенний, прекрасный, богатый и т.д.)

- Яблоко (какое?) (вкусное, сладкое, зеленое, гнилое, спелое, аппетитное)

Человек (какой?) (добрый, злой, больной, голодный, грустный, веселый, ленивый, работящий и т.д.)

2 игра «Назови ласково»

 Яблоко – (яблочко)

Стул – (стульчик)

Солнце – солнышко,

Платок – платочек, дом – домик и т.д.

Вывод: Что мы развиваем у учащегося данными упражнениями? (Развиваем связную речь)

 

4 комплект игр:

1 игра: Почему их так называют? Узнай слова по подсказке и запиши их.

Подплечник – потому что вставляется под плечо одежды;

__________ - потому что работает на дому;

__________ - потому что находится под окном;

__________ - потому что вырастает из-под снега;

2 игра: Подобрать по смыслу к выделяемым словам однокоренные и дописать предложения.

Бобр – строитель. Плотины на реке ___________ .

Кабан – пахарь. Землю в лесу ________________ .

Паук – ткач. Ловчие сети умеет ______________ .

Дятел – лекарь. Большие деревья _____________ .

3 игра:  «Лишнее слово». Что нельзя сказать о данном предмете одновременно? Зачеркни «лишний», противоположный по значению признак.

Лестница – старая, деревянная, новая, чистая.

Хлеб – свежий, мягкий, белый, вкусный, черствый.

Рассказ – большой, интересный, маленький, смешной.

Свекла – сочная, крупная, круглая, мелкая, красная.

4 игра: «Об одном и том же скажи по- другому». Выбери близкие по значению прилагательные из правого столбика.

Пограничник смелый, __________                   пригожий

Малыш красивый, _____________                   спелый

Плод зрелый, _________________                   храбрый

Брат упрямый, ________________                   настойчивый

5 игра:  «Один на всех». К каждому ряду слов подбери один глагол, который          подойдет ко всем существительным.

Бабочка, мальчик, котенок, старушка - ____________________ .

Книга, ребенок, бревно, лентяй - _________________________ .

Дятел, дождик, плотник, форточка - ______________________ .

Лето, мама, письмо, гость - _____________________________ .

6 игра: «Допиши словечко».

За бабочкой-лимонницей

Как будто кто-то г___________ .

Кто вас дети понимает,

Кто обиды вам п_____________ .

Ветки голые от холода дрожат,

Их листочки по земле ковром л____________ .

 

        Мы с Вами сегодня проиграли небольшой объем упражнений, которые помогут нам активизировать мыслительную деятельность учащихся с ОВЗ. Таких приемов очень много, главное, уметь их эффективно применять, не навредив ребенку, учитывая его особенности.

    Для активизации деятельности ребенка с ОВЗ можно использовать и такие приемы, как:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны изображен плюс, с другой – минус, либо круги разного цвета). Эти карточки помогут оценить правильность выполнения задания ребенком. И этому нужно учить с первого класса.

- широко используются различные цветовые изображения. Они показываются в соответствии с их настроением в начале и конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется настроение ученика.

- «Дерево чувств» - учащиеся вывешивают на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо, комфортно и зеленого, если ощущают тревогу.

- «Море радости» - «Море грусти» - при рефлексии запускают кораблик в море по своему настроению.

- Пластилинография

- Мозговой штурм (кто быстрее?)

- корзина идей

- Да-нет-ка (учащиеся задают вопросы, учитель отвечает однозначно)

- Шаг за шагом (пока ребенок идет к доске, на каждый шаг называет понятия темы)

- Жокей и лошадь (у жокея дан вопрос, а у лошади – ответ. Жокей ищет свою лошадь с правильным ответом)

- Ромашка Блума (Что?  Где? Когда? 6 лепестков – 6 вопросов)

- кинезиологические упражнения (позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей мозга)

Кулак – Ребро - Ладонь. Колечки. Лягушки.

- использование на доске вставок – букв, слов, помогающих выполнить задание.

- соревновательный характер, игровые моменты.

- кроссворды

- узелки на память – составление записи и вывешивание на доску основных моментов темы.

- использование презентации, ИКТ хорошо для запоминания.

- восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами помогает развивать слуховое восприятие, внимание, память.

- музыкальное, голосовое сопровождение презентации помогают включить три вида памяти: зрительную, слуховую, моторную.

      Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Это возможно при создании таких условий, при которых ученик хотел бы это сделать. А для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, но посильные задания, например:

- игры в загадки и в вопросы-ответы имеют в основе связь речи с мыслительным действованием творческого характера.

Загадки приучают учащихся «находить» предметы по их существенным признакам, способствуя тем самым закреплению у школьников знаний об окружающей действительности. Кроме того загадки оживляют урок, будят мысль учеников.

Загадки:

1.     Холодная, ключевая, прозрачная – вода.

2.     Стройная, белоствольная, кудрявая – береза.

3.     Красная, пятиконечная – звезда.

4.     Сладкое, сочное, румяное - ….

5.     Яркое, весеннее - ….

      Таким образом, применение активных приемов обучения повышает познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивает их творческую способность, вовлекает в образовательный процесс, стимулирует самостоятельность.

     Мы должны помнить, что дети с ОВЗ – это особенные дети. Наша задача, повышать их познавательную активность постепенно, маленькими шажками идти вперед. Это очень долгий процесс, и чтобы добиться результатов, мы должны любить детей, самосовершенствоваться, изучая и применяя современные технологии обучения.

 

5. Уважаемые коллеги! Я прошу Вас провести рефлексию на мастер-классе. И прежде, чем Вы заполните листы, запомните одну мудрость и следуйте ей.

Тебе скажут – ты забудешь.

Тебе покажут – ты запомнишь.

Ты сделаешь – ты поймешь.

(Раздаются листы, заполняются участниками мастер-класса).

Мне хотелось бы поблагодарить участников мастер-класса за хорошую работу и за помощь мне. Спасибо.

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».