Применение новых методов, приемов. Результаты работы.

22.09.2021

Применение новых методов, приемов. Результаты работы.

      Сегодня мы все реализуем программу государства по созданию адаптивной модели образования, которая предполагает равный доступ детей  с ОВЗ к полноценному качественному образованию в связи с их интересами и склонностями.

Прежде чем начать работу мы должны составить эхокарту, в которой изобразим ресурсы сообщества, к которым ребенок и его семья имеют доступ. Любой учитель, классный руководитель может увидеть наглядно изображение природы взаимодействия семьи и ее окружения. При этом карта указывает на конфликты, которые нуждаются в посредничестве при разрешении, выстраивании мостов на ресурсы, которые необходимо увидеть и задействовать. Такую эхокарту создают обычно совместно специалистом и клиентом для выявления ресурсов и планирования работы с учетом сильных и слабых сторон семьи.

 

Предлагаемые обозначения для связейлям материал для особии дать краткую характеристику этого процесса, чтобы понимать некоторые возрастные ориентиры.е с:

Существенная помощь ______

Помощь отсутствует __ __ __

Источник стресса_ _ _ _ _ _

Источник энергии ________

   

Рис. 1. Экологическая карта семьи и её ресурсов

Далее мы можем рассмотреть схему: Оценочные рамки, которая иллюстрирует три основных измерения, которые необходимо учитывать при сборе информации о ребенке и семье.

Три измерения включают в себя:

- потребности развития,

- возможности родителей,

- влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать собственного ребенка.

При оценке того, что происходит с ребенком в данный момент, оцениваются все аспекты развития ребенка в контексте возрастных особенностей и стадии его развития:

- достижение ожидаемых этапов развития.

- факторы риска, трудности в обучении или физические ограничения

- социальные факторы и окружение ребенка, которые могут негативно влиять на его развитие, дискриминация.

- жестокое обращение.

Следует четко понимать потенциал конкретного ребенка на каждой стадии его развития. Только это позволит специалистам и окружающим добиться полного развития потенциала ребенка.

        

Когда специалист проводит оценку потребностей развития ребенка, ему необходимо:

• определить области развития, которые необходимо исследовать, и сделать записи;

• спланировать, каким образом будет измеряться динамика развития;

• убедиться, что учитывается возраст и уровень развития ребенка;

• анализировать информацию как основу для планирования дальнейших действий.

               

Далее приведены краткие описания для каждого параметра, представленного на схеме.

Здоровье.

- рост и вес, физическое и умственное развитие,

- наследственность

- травмирующие факторы.

Необходимо медицинское обслуживание в случае болезни, полноценное питание, физические нагрузки, вакцинация при необходимости, обследования по мере роста, наблюдение у различных специалистов.

Образование

                Учитываются все области умственного развития ребенка, начиная с рождения. Исследуется:

- наличие возможностей для игры и общения с другими детьми,

- доступа к игрушкам и книгам.

-необходимые навыки, интересы, личные достижения и успехи.

-Интерес взрослых учебой и достижениями ребенка.

Эмоциональное развитие и поведение

- адекватность реакций ребенка (его эмоции и поведение) в присутствии родителей или наиболее близких взрослых, в присутствии незнакомых людей, не входящих в состав семьи.

-ранняя привязанность, особенность темперамента, адаптация к изменениям, реакция на стресс и степень самоконтроля.

Идентичность

- чувство индивидуальности,

-осознание самого себя как отдельной и ценной личности.

-расовая, религиозная принадлежность,

- возраст, пол,

- наличие ограниченных возможностей, чувство принадлежности к семье,

Семейные и социальные отношения

- наличие эмоциональных взаимоотношений с родителями, братьями/сестрами, с другими сверстниками и взрослыми вне семьи,.

Социальная презентация

- понимание ребенком соответствия одежды его возрасту, полу, культуре и религии; опрятность и личная гигиена; - -понимание советов

- навыки самообслуживания / ухода за собой

Параметры оценки возможностей родителей.

- возможность родителей удовлетворять потребности развития ребенка, умение адаптироваться к потребностям,

- родительские навыки

• как родители реагируют на ребенка, его поведение или сложившуюся ситуацию, в том числе на потребности ребенка, которые;

• качество отношений родитель–ребенок;

• понимание родителями потребностей ребенка и его развития;

• осознание ими родительских задач и их соответствие потребностям развития ребенка;

• влияние испытываемых трудностей на способность родителей выполнять родительские задачи и обязанности

• способность родителей принимать свои трудности и справляться с ними;

• способность родителей пользоваться поддержкой и принимать помощь;

• способность адаптироваться и менять проявления родительского внимания.

         Важно не только слушать, что говорят родители о взаимоотношениях, но и наблюдать за взаимоотношениями в семье. Рассматривая выполнение родительских обязанностей, помните, что нужно в равной степени оценивать как мать, так и отца (или лиц, их заменяющих).

Обеспечение безопасности

- защита ребенка от вреда или опасности. Хочу такой сайт

- признание родителями того, что риск и опасность существуют как дома, так и за его пределами.

Эмоциональное тепло

-  положительное чувство собственной национальной и культурной идентичности.

- такт и отзывчивость, тепло, поощрение и похвала, нежность, эмоциональный комфорт.

Стимулирование

- поощрение, стимулирование и демонстрация социальных возможностей.

- совместная игра, разъяснение возможностей образования.

- навыки самостоятельной жизни.

Установление правил и ограничений

- возможность регулировать свои эмоции и поведение.

- контролировать собственные эмоции, взаимодействовать с другими людьми.

Стабильность

- семейное окружение,

- Качество отношений между родителями,

Семейные факторы и факторы окружения

- Забота и воспитание детей

История и жизнь семьи

- Ресурсы сообщества

- инфраструктура микрорайона.

      Работая с такими детьми, мы встретили ряд преград – нехватка методического материала, книг, рабочих тетрадей, неумение составлять рабочие адаптированные программы на каждого ученика. И только совместно, благодаря нашим семинарам, мы можем поделиться своими наработками, поделиться опытом.

     Для реализации адаптированных программ мы можем пользоваться теми же методами и приемами, которые знаем. Единственное, что нужно помнить, что школьники с ОВЗ не могут усвоить большой материал, особенно если в нем содержатся трудные для понимания понятия, явления.

     Поэтому рассказы должны быть небольшими, новых сведений ограниченное количество. Содержание должен раскрывать только учитель и по определенному плану: выделяя существенные моменты, доступным языком, эмоционально. Сведения подтверждать примерами, картинками, звукозаписью. Кроме того, план учителя должен быть записан на доске и по мере объяснения нового материала, учитель обращается к плану, показывая детям завершение этапа.

       В ходе беседы задавать вопросы краткие, понятные, т.к. ребенок не может удержать большой поток информации. Вопросы должны нарастать последовательно, ориентировать на ответ полным предложением.

       Работе с книгой ребенка нужно учить с  1 класса. Самый сложный материал учитель дает сам, для самостоятельной работы материал отбирать полегче, с которым мог бы справиться ученик. Для детей с ОВЗ предполагается наглядность. Поэтому не нужно исключать методы наблюдения, иллюстрации, демонстрации. Однако, не нужно забывать и о том, что на одном уроке не должно быть много пособий, их нужно группировать в 3-4 группы. А также постепенно переходить к абстрактному мышлению. Очень хорошо работает практический метод. Дети при помощи упражнений могут овладеть навыками письма, чтения, вычислительными навыками. Но нужно помнить о том, что упражнения должны быть осмысленны, в строгой последовательности, постепенном повышении степени самостоятельности. Каждое упражнение нужно анализировать, оценить, осмыслить причины ошибок. Иначе, упражнения приобретут простое механическое повторение действий. Обязательно нужно знания применять в деятельности, т.е. показывать связь с жизнью. Не нужно забывать и о методе контроля. Это поможет учителю в дальнейшем, у него останется больше времени на работу с классом.

      Часто мы сталкиваемся с тем, что не знаем с чего нужно начинать работать с детьми ОВЗ. Побывав на курсах, я могу смело вам предложить таблицу: Оценка возможностей и потребностей ребенка

Домен / аспект индивидуального учебного плана

Сильные стороны ребенка

Потребности ребенка

КТО не может делать ЧТО и ПОЧЕМУ

Коммуникация

- Воспринимает информацию; - общается с помощью компьютера (печатает);
- мимика (эмоциями выражает своё отношение к окружающему);
- имеет опыт общения с группой лиц.

- Сережа не может говорить;
- нуждается в наличии компьютера и «шлема с указкой» для коммуникации с окружающими.

Физическое развитие /

 активности

- Слышит;
- видит;
- координированно двигает головой.

- Сережа не может жестикулировать и самостоятельно передвигаться из-за последствий ДЦП;

Социальные навыки

- Обладает мимикой;
- легко идёт на контакт с людьми/с группой лиц;
- сопереживает;
- неконфликтный;
- дружелюбный;
- некапризный;
- удерживает поведенческие нормы.

- Сереже не хватает опыта взаимодействия с открытым социумом

Академические навыки и

знания

- Знает буквы;
- грамотно строит свою речь;
- владение компьютером (печатает);
- исследовательский интерес;
- обожает узнавать новое;
- рисует;
- наблюдательный;
- хорошая память

- Сережа не может приходить в школу на полный день и отвечать устно;

Функциональные навыки

- Чувство юмора;
- целеустремленность;
- оптимизм;
- умеет планировать свою деятельность;
- окружён любовью и заботой со стороны родителей;
- обладает силой воли.

Сережа полностью физически зависит от помощи окружающих.

- Сереже нужна инвалидная коляска, которая управляется силой мысли.

 

В моем классе три ученика с легкой умственной отсталостью. По ФГОС я работала с ними уже с первого класса. Эти дети работали вместе с другими детьми в группах. Класс помогал мне учить с детьми ОВЗ буквы, которые очень трудно давались, т.к. у этих детей есть большая проблема с памятью. Двое детей к концу первого класса уже читали, но неосознанно. На данный момент они уже отвечают на вопросы. С ними можно вести беседы. Третий ученик читать научился только во втором классе. А как он радуется тому, что он может самостоятельно прочитать задание к упражнению  и выполнить его. Пусть он выполняет его неправильно, но он пытается, ему интересно. Дети вместе с другими учатся оценивать себя и свою работу. Один мальчик даже пытается контролировать работу соседа. И я в этом его поддерживаю. Жаль, конечно, что таким детям не помогают мамы. А сколько они могли бы дать таким детям. Сколько родителей не знают, как помочь своим особенным детям. А ведь это очень важно. Возможно, у таких детей есть какая-то способность, которую мы не можем увидеть сразу. Я хотела бы вам предложить фильм: Окно Сережи Басалаева. Предлагаю вам сесть в  группы и заполнить индивидуальный план работы с детьми ОВЗ. А именно план работы с СЕРЕЖЕЙ.

Аспект адаптированной образовательной программы

Потребности/ трудности

КТО НЕ МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЧТО И ПОЧЕМУ?

Направление работы (цель)

 

Ожидаемый результат ребенка

КТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ЧТО КОГДА И КАК?

Как мы (педагоги) это будем делать?

Кто из команды решает данную задачу?

Оценивание

(периодичность мониторинга и показатели динамики)

Коммуникация

           

Физическое развитие / активности

           

Социальные навыки

           

Академические навыки и знания

           

Навыки, необходимые для жизни

           

 Спасибо за работу. Наша задача с вами осознать, что в нашем классе появился особенный ребенок,  принять,  и не сломаться.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».