Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

01.11.2021

Программа внеурочной деятельности Читательская грамотность 1 класса, 2021-22.doc (скачать)

Программа внеурочной деятельности "Читательская грамотность"

01.11.2021

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхказанская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Читательская грамотность»

1 класс

     

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий.

     

 

Рабочую программу составила:  учитель начальных классов Токмашова Нина Николаевна

             

2021-2022 уч. год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Необходимость умения работать с текстом, умения работать с информацией, находить нужную информацию в тексте, становится жизненно важным для современных школьников.

Цель курса -  обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия. 

Задачи курса:

·                         Практическое отличие текста от набора предложений. 

·                         Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. 

·                         Знание структуры текста: начало текста, концовка,

·                         умение видеть последовательность событий. 

·                         Озаглавливание текста (подбор заголовков). 

·                         Составление схематического или картинного плана под руководством учителя

·                         развитие познавательной активности и творческих способностей ребёнка.

 

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часов в неделю (34 учебных недели).

Учебно-тематический план на год

№/№

Содержание программы

Количество часов

1

Работа со звуками, буквами

7

2

Чтение слогов, простых слов

4

3

Чтение. Понимание смысла прочитанного

3

4

Работа с текстом

2

5

Итоговое занятие

1

 

Итого

17

   

   Читательская грамотность, реализуемая данной программой, имеет свою особенность:

   Так как дети приходят в школу неподготовленными, то часть времени отведена на работу с предметами и картинками. Учащиеся произносят слова, выделяя в них первый или последний звуки, различают гласные и согласные, обозначают их буквами. Читают по слогам, двусложные, трехсложные слова. Читают простые слова, состоящие из одного слога, двух, трех слогов, понимают смысл прочитанного. Читают предложения, тексты. Составляют ответы на вопросы по тексту, план по картинкам к тексту. Пересказывают по плану, составляют текст по картинкам и вопросам. Восстанавливают сказку по начатому предложению. Выполняют проект по теме: «Моя любимая сказка».

 

     В результате освоения содержания курса «Читательская грамотность» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

 

Личностными результатами курса являются следующие умения:

·                   оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

·                   эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·                   понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·                   высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

·                   овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.

·                   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·                   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

        

      Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

 

Предметными результатами  курса является сформированность следующих умений:

•        воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

•        осознанно, правильно, выразительно читать по слогам и  целыми словами;

•        понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

•        делить текст на части, озаглавливать части;

•        выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

•        подробно и выборочно пересказывать текст;

•        составлять устный рассказ по вопросам и картинкам;

•        размышлять о характере и поступках героя;

•        относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

 •        относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

•        соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

 

Метапредметными результатами курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 

Регулятивные УУД:

•        определять и формулировать цель деятельности на занятиях курса с помощью учителя;

•        проговаривать последовательность действий на занятиях;

•        учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией тетради;

•        учиться работать по предложенному учителем плану

 

Средством формирования регулятивных УУД служит чтение по слогам и целыми словами.

 

Познавательные УУД:

•        ориентироваться в тетради (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

•        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•        делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•        составлять план рассказа по картинкам, подробно пересказывать небольшие тексты по плану.

 

Средством формирования познавательных УУД служат тексты в  рабочей тетради, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с текстом).

 

Коммуникативные УУД:

•        оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•        слушать и понимать речь других;

•        выразительно читать и пересказывать текст;

•        договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

•        учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит чтение по слогам и целыми словами, а также организация работы в парах и малых группах.

 

Содержание программы «Читательская грамотность»

 

Работа со звуками, буквами (7 ч)

Определение источника звуков с помощью предметов, практических действий. Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Теремок». Выделение первого и последнего звука в словах. Игра «Почтальон». Подбор слов с заданным звуком. Подбор слов по теме: «Домашние птицы». Игра «Птичий рынок». Подбор слов по предметным картинкам «Зоопарк». Игра «Поймай птицу». Запоминание графических обликов букв. Соотношение звуков с буквами.

 

Чтение слогов, простых слов (4 ч)

Чтение двубуквенных закрытых и открытых слогов. Игра «Слоговая таблица». Чтение слоговых таблиц. Чтение слов, состоящих из 2 и 3 букв. Игра «С кочки на кочку». Чтение слов, состоящих из 3 и 4 букв. Игра «Пойми слово».

 

Чтение. Понимание смысла прочитанного (3 ч)

Чтение предложений. Определение главной мысли прочитанного. Восстановление сказки «Репка» по картинкам. Составим предложения из слов.

 

Работа с текстом (2 ч)

Разделим текст на абзацы. Составим план текста.

Расскажем текст по плану.

 

Итоговое занятие (1ч)

Проект «Моя любимая сказка».

 

Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Итоги учета знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листом педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

 

 Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МКОУ «Верхказанская СОШ»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  (17 часов, 0,5 часов в неделю).

 

№ п/пХочу такой сайт

Наименование тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

Дата

План.

Факт.

1

Определение источника звуков с помощью предметов, практических действий.

1

 

Работа с картинками, предметами.

6.09

 

2

Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Теремок».

1

 

Работа с картинками к сказке. Слушание сказки.

20.09

 

3

Выделение первого и последнего звука в словах. Игра «Почтальон».

 

1

 

Работа в парах. Работа с предметами, называние их. Выделение звука. Игра.

4.10

 

4

Подбор слов с заданным звуком.

 

1

 

Работа с предметами, картинками.

 

18.10

 

5

Подбор слов по теме: «Домашние птицы». Игра «Птичий рынок».

 

1

 

Работа в парах. Подбор слов. Игра

15.11

 

6

Подбор слов по предметным картинкам «Зоопарк». Игра «Поймай птицу».

 

1

 

Подбор слов по предметной картинке. Игра

29.11

 

7

Запоминание графических обликов букв. Соотношение звуков с буквами.

1

 

Работа с предметами. Называние их. Обозначение звуков буквами.

13.12

 

8

Чтение двубуквенных закрытых и открытых слогов. Игра «Слоговая таблица»

1

 

Работа со слоговой таблицей. Чтение слогов.

 

27.12

 

9

Чтение слоговых таблиц.

 

1

 

Чтение. Понимание прочитанного.

17.01

 

10

Чтение слов, состоящих из 2 и 3 букв. Игра «С кочки на кочку».

1

 

Чтение слогов, слов по слогам.

31.01

 

11

Чтение слов, состоящих из 3 и 4 букв. Игра «Пойми слово».

1

 

Чтение слов. Понимание

14.02

 

12

Чтение предложений. Определение главной мысли прочитанного.

1

 

Работа с предложениями

28.02

 

13

Восстановление сказки «Репка» по картинкам.

1

 

Работа по сказке «Репка». Рисование. Восстановление текста.                                                    

14.03

 

14

Составим предложения из слов.

 

1

 

Работа со словами. Составление предложений.

4.04

 

15

Разделим текст на абзацы. Составим план текста.

1

 

Работа с текстом. Составление плана

18.04

 

16

Расскажем текст по плану.

1

 

Работа с текстом. Рассказ по плану.

16.05

 

17

Проект «Моя любимая сказка»

1

Проект.

 

30.05

 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».