Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности
из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости.
Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию
устойчивых учебных действий. Процесс запоминания
является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно
понять ситуацию, вычленить
в ней главное и установить причинно-следственные связи,
перенести знакомое
сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и
приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей,
особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Целью образования обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данному
варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным
и социокультурным ценностям, формирование необходимых
для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Обучающийся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты
1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к
моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
Современные научные представления
позволяют выделить общие «аспекты реализации
особых образовательных потребностей» разных категорий детей с
нарушениями психофизического развития
(Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И.). К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание
специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного
пространства, продолжительность образования и определение
круга лиц, участвующих в образовательном процессе.