Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы среднего общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования (далее – ООП СОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования. При разработке ООП СОО учтены результаты, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.
Основная образовательная программа среднего общего образования разработана на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Срок реализации ООП СОО МКОУ «Верхказанская СОШ» 2020/2021 – 2021/2022 уч.г.
Содержание ООП СОО отражает требования ФГОС СОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
МКОУ «Верхказанская СОШ» как образовательная организация, реализующая основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
– с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности;
– с их правами и обязанностями в части формирования реализации основной образовательной программы среднего общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования является:
• выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание для обучающихся образовательной среды, обеспечивающей условия для получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС и достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных), определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; позволяющей выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
• создание образовательного пространства, способствующего самоопределению обучающихся, через новые формы образовательной деятельности, организацию элективных курсов, проектной, исследовательской работы, информационную работу и профильную ориентацию;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, созданию необходимых условий для самореализации личности;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации основной общеобразовательной программы с социальными партнѐрами;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно- исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в познавательную деятельность и преобразование внешкольной социальной среды Норильска для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ ВУЗов;
• воспитание гражданственности и любви к Родине, культурной толерантности, становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Основная образовательная программа при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого- педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:
с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности;
с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными: с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно- теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.