Программа внеурочной деятельности 1 класс "Учебные творческие проекты"

01.11.2021

Программа внеурочной деятельности 1 класс "Учебные творческие проекты"

Программа внеурочной деятельности 1 класс 2021.doc (скачать)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учебные творческие проекты", 1 класс

01.11.2021

       




 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхказанская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Учебные творческие проекты»

1 класс

     

Программа внеурочной деятельности «Учебные творческие проекты» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий.

Методическое пособие А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е издание, исправл.и дополн.-Самара: Изд-во  «Учебная литература», 2012.

 

 

Рабочую программу составила:  учитель начальных классов Токмашова Нина Николаевна.

   

2021-2022 уч. год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится:

 осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающегося, направленной на создание им образовательных продуктов.

Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.

В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования, как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

            Программа курса «Учебные творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний. Она разработана с целью: формирование проектной деятельности обучающихся.

   

  Задачи:

- развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;

- развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы, постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ, рефлексия и презентация в различных формах);

- содействовать приобретению учащимся опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.  

 

       Место курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность».

Программа рассчитана на 17 часов, 0,5 часов в неделю (33 учебных недели).      

 

      Проектная деятельность, реализуемая данной программой, имеет ряд особенностей:

- проектная деятельность осуществляется в школе, на пришкольном участке, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников.

- проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

В результате освоения содержания курса «Учебные творческие проекты» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

 

Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- понимание необходимости учения;

- личностная саморефлексия;

- способность к саморазвитию – «что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

• обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем или самостоятельно;

• работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

• извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания,

• делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

• добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

• перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта выполнять анализ, выбирать основания для сравнения, сериации, связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям;

• использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

• доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

• подтверждать аргументы фактами, критично относиться к собственному мнению, понимать другие позиции (взгляды, интересы);

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

 

Прогнозируемые результаты:

 

Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии А.Г.Асмолова, Г.В.Бумеранской, И.А.Володарской и др.: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»:

 

Диагностический инструментарий

Оцениваемые универсальные учебные действия

Методика «Беседа о школе».

Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка».

Опросник мотивации.

Внутренняя позиция школьника, мотивация учения.

 

Сформированность познавательных мотивов, сформированность способов решения и общего способа действий.

Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.

Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже);

Задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман);

Задание «Левая и правая сторона (Ж.Пиаже);

Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман)

Сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю.Ксензовой);

Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования.

Методика выявления характера атрибуции успеха\неуспеха;

Сформированность действия личностного самооценивания.

Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я.Гальперина).

Формирование целеустремленности в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.

Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я.Гальперина).

Формирование актуального рефлексивного контроля.

Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В.Репкина, Е.В.Заика).

Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности.

Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В.Заика).

Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели.

 

Итоги учета знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листом педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.

 

 Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы МКОУ «Верхказанская СОШ»

 

Содержание программы «Учебные творческие проекты»

 

Раздел

Содержание раздела

Количество занятий

 

Тренинговые задания

Включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

 

17 (по 5-10 минут)

 

Проект

Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации т др.) Чеи проект отличается от исследования. Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом…». Знакомство с понятиями «схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.

 

15

 

Представление результатов деятельности

Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам. Хочу такой сайт

 

2

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  (17 часов, 0,5 часов в неделю).

 

№ п/п

Наименование тем

Учебные часы

Практическая часть

Дата

План.

Факт.

1

     

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

8

   

9

 

10

   

11

 

12

 

13

 

14

     

15

   

16

     

17

 

Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного.

 

Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью?

 

Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования.

 

Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы.

 

Практическое занятие по тренировке умений  видеть проблему.

 

Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом …»

 

Рисунок, схема, график.

Практические задания по созданию схем, графиков.

 

Классификация.

 

Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям.

 

Неправильные классификации – поиск ошибок.

 

Как работать с книгой.

 

Научные книги.

 

Творческие учебные проекты (выбор темы, составление плана, распределение по этапам).

 

 

Творческие учебные проекты (выбор источников информации, описание).

 

Мини-конференция (Обработка полученных результатов. Оформление проекта.)

 

 

Мини-конференция. Представление проекта.

1

 

 

 

1

   

1

   

1

 

 

1

   

1

   

1

1

   

1

 

1

   

1

 

1

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

Наблюдение, запись увиденного.

   

Проект.

   

Работа в группах.

   

Работа с вопросами.

   

Выявление проблемы

   

Выявление главного и второстепенного

 

Работа с графиками, схемами

Создание схем, графиков

   

Классифицирование предметов

Классифицирование предметов

 

Поиск ошибок

Работа с книгой

Работа с научными книгами

Выбор темы, составление плана, распределение по этапам.

Выбор источников информации, описание

Обработка полученных результатов. Оформление проекта

Представление проекта.

13.09

     

27.09

   

11.10

   

25.10

   

15.11

   

29.11

   

13.12

27.12

 

17.01

31.01

14.02

28.02

14.03

4.04

18.04

16.05

30.05

 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».